Пресс-релиз
общественного движения «Российским детям – доступное дошкольное образование»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Как сообщил 11 декабря сайт зампреда комитета по образованию Госдумы РФ Олега Смолина, в результате совещания с участием представителей правительства, включая Дмитрия Медеведева и Ольгу Голодец, и Государственной Думы, включая Людмилу Швецову и Александра Дегтярёва, из законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», который будет рассмотрен в Госдуме 18 декабря во втором чтении «исключено положение действующего закона о том, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20% от реальной цены» (http://www.smolin.ru/news/3/2949/). Исходя из действующей редакции законопроекта, плата родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду должна составить 100%, а орган местного самоуправления как учредитель детского сада не имеет права финансировать расходы по присмотру и уходу за детьми.
Кроме того, законопроект устанавливает право (но не обязанность) учредителя детского сада установить льготную стоимость посещения детского сада для малообеспеченных. Однако участия властей в финансировании затрат детских садов на присмотр и уход за ребенком законопроект не предусматривает. Это означает, что, разница между льготной и «обычной» стоимостью будет оплачиваться из кошельков более обеспеченных родителей.
Движение «РДДДО» уверено, что в результате таких манипуляций с законом родительская плата за детские сады многократно возрастет. Так, общая стоимость присмотра и ухода за ребенком в детских садах сейчас составляет: в Мурманске – 16 000 рублей, в Подмосковье – 9000 – 12500, в Твери – более 8000.
Несмотря на сохранение компенсаций родителям из бюджета в размере 20, 50 и 70% за посещение детсада первым, вторым и третьим ребенком в семье, исключение действующего положения о родительской плате повлечет за собой невозможность посещения детсада из-за его дороговизны детьми из малообеспеченных семей, а также детьми из семей с ипотечным кредитом либо арендующих жилье. Таким образом, очереди в детские сады будут действительно ликвидированы.
Гарантии общедоступности присмотра и ухода за малолетними детьми законодательство России не предусматривает, поэтому посещение ребенком дешевого муниципального полнодневного детского сада – единственная возможность для матери устроиться на работу и содержать семью.
Уже на сегодняшний день более 30% семей с двумя маленькими детьми и около 60% многодетных семей являются малообеспеченными, а если говорить откровенно, едва сводят концы с концами. После введения нового закона об образовании количество таких семей намного возрастет. Неполные семьи окажутся за гранью нищеты.
Президент Российской Федерации – гарант Конституции России по поводу правительственных манипуляций хранит упорное молчание, хотя такие изменения прямо влияют на изменение в худшую сторону уровня жизни 33 миллионов человек (в России сейчас 11 млн. детей дошкольного возраста). Тем не менее, он настаивает в своем сегодняшнем Послании Федеральному Собранию, что семья с тремя детьми должна стать нормой в нашей стране…
Надежды Президента и Правительства на то, что частный бизнес заполнит нишу спроса на детские сады, безосновательны, так как законопроект в нарушение положения части 2 статьи 43 Конституции России реализует гарантию общедоступности дошкольного образования только в государственных и муниципальных детских садах. Вследствие этого власти не вправе оказывать поддержку частным детсадам и группам присмотра и ухода, и цены на услуги последних будут не по карману 95% населения. По последним данным, частные сады и группы посещает всего 1,5% детей.
В сложившейся ситуации мы констатируем факт нарушения, покушения на нарушение положений статей 2, 7, 15, 17, 18, 19, 37, 38, 43 Конституции России премьер-министром Российской Федерации, его заместителем, депутатами Госдумы – членами фракции «Единая Россия», так как исключение положения о максимум 20%-ной оплате родителями стоимости присмотра и ухода за детьми ставит крест на конституционной гарантии общедоступности дошкольного образования в детских садах, а ряд социальных категорий населения – обрекает на нищенское существование.
Движение "Российским детям - доступное дошкольное образование" констатирует также, что направленные на изменение критической ситуации меры родителей в форме диалога с властью исчерпаны.
Оригинал: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Контакты для комментариев: Дружинин Кирилл Алексеевич, +7 925 802 98 42, Татьяна Дуброва, +7 960 768 63 44, Александр Клачков +7 983 336 14 91
СПРАВКА РДДДО: В течение длительного времени в открытом доступе обсуждался законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Напомним, что в законопроекте всё это время оставался существующий порядок оплаты стоимости содержания, присмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных детских садах, а именно, 80% платы берет на себя государство, 20% - родитель.
Эта норма была без общественного обсуждения исключена Правительством Российской Федерации из текста законопроекта перед внесением на голосование в Госдуму. Законопроект в такой редакции был принят в первом чтении. Переложить на родителей 100% расходов на присмотр и уход за ребенком в детском саду Правительство втихаря готовилось с 2008 года (http://gde-detsady.livejournal.com/13720.html - 2011 год, [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - 2012 год).
Движение «Российским детям – доступное дошкольное образование» стало инициатором внесения поправки в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» о сохранении действующей нормы закона об образовании, по которой родители оплачивают не более 20% от стоимости присмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных детских садах (http://rdddo.ru/novosti/1005) .
Аналогичную позицию заняли Комитет ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Госсовет Республики Татарстан, Самарская Губернская Дума.
22 ноября председатель комитета по образованию Госдумы Александр Дегтярев в интервью ИТАР-ТАСС заявил: "Мы уже записали в качестве своего предложения норму, которая обусловливает ограничение уровня оплаты родителями стоимости содержания ребенка в детском саду", - сообщил он, добавив, что "они [предлагаемые нормы] очень щадящие". "Мы надеемся на сохранение тех норм, которые сегодня существуют", - уточнил глава профильного комитета. "Какую норму в итоге примет палата - время покажет. Но, я думаю, что мы сможем настоять на этой позиции и отстоять ее перед Минфином России". (http://www.itar-tass.com/c9/578539.html)
5 декабря он же в пресс-центре ИА «Росбалт-Москва» признался: "То, чего требовали родители, сегодня практически стало нормой закона" (http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/12/05/1067595.html).
Однако в результате совещания с представителями федеральной исполнительной власти депутатами был дан задний ход.
11 декабря на сайте Госдумы опубликована информация: «Комитет [Госдумы по образованию] рекомендовал Госдуме принять поправку, регулирующую вопросы установления платы за осуществление присмотра и ухода за ребенком в детском саду. Плату будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей» (http://www.duma.gov.ru/news/273/229596/). Именно это положение записано в законопроекте, что и вызвало волну родительского возмущения.
В тот же день вечером на сайте первого зампреда комитета по образованию Олега Смолина (фракция КПРФ) появилось упомянутое сообщение.
Таким образом, сначала пообещав сохранить действующие условия посещения детьми детских садов, депутаты Государственной Думы (прежде всего – из партии «Единая Россия») нарушили свое слово и все-таки исключили наши поправки, благодаря которым дошкольное образование должно было остаться общедоступным. Особо отмечаем, что свое слово депутаты нарушили после консультаций с госслужащими, которые занимают свои посты без какой-либо поддержки населения и, следовательно, не отвечающими перед гражданами за свои действия.
Движение "Российским детям - доступное дошкольное образование" констатирует, что Правительство пытается бороться с очередями антиконституционными способами, а именно ничем не обоснованным многократным повышением стоимости пребывания ребенка в детском саду. Депутаты Госдумы, похоже, готовы исполнить любую его прихоть, не останавливаясь перед нарушением основного закона страны