Маленькие дети часто испытывают разные страхи. Они могут бояться природных явлений (темноты, грозы), сказочных героев (приведений, Бабу-Ягу), собак, чудовищ в своих снах и т.п. Такие страхи – нормальное возрастное явление, со временем они исчезают. Страхи необходимы для нормального функционирования психики, так же как и любовь, радость. Они участвуют в инстинктивном поведении и уводят от опасностей, помогают самосохранению малыша. Но, чтобы страхи не завладели личностью малыша, не переросли в патологию, мы можем помочь ему преодолеть их. В этом нам помогут интересные творческие упражнения.
Пригласите ребенка вместе отправиться в волшебную страну, где ему предстоит проявить силу и мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые вам встретятся на пути. «Ты ведь у меня решительный, смелый и сообразительный. А я буду всегда с тобой и, если тебе потребуется моя помощь, ты можешь на меня рассчитывать».
1 этап. Внешнее отделение.
Выберите комнату для вашего виртуального путешествия. Закройте дверь, чтобы никто не мешал.
2 этап. Очищение или подготовка.
Подготовим все необходимое: свечи, спички, фарфоровая емкость, тазик с подкрашенной водой голубого цвета (делаем это с помощью ароматизированной соли), пластмассовая баночка, полотенце для рук, гуашь, кисти, бумага, емкость для воды, «волшебный пенек» (задрапированный табурет).
Предложите малышу опустить руки в тазик: «Это вода волшебная. Она придаст нам силы и уверенности. Подержи в ней руки, пока не почувствуешь, что готов двигаться дальше. Готов? Тогда вытрем насухо руки чистым полотенцем и отправимся в путь».
Взаимодействие с водой поможет ребенку расслабиться и настроиться, т.е. мысленно перейти в иное, сказочное пространство.
3 этап. Представление или актуализация.
«А сейчас сядь на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять различные истории и защищает. Я тоже сяду рядом с тобой»
Предложите ребенку вспомнить какую-нибудь ситуацию, когда ему было страшно. Пусть он обратит внимание на свои физические ощущения и попробует запомнить их.
Когда малыш откроет глаза, попросите его рассказать, чего он боится, а волшебный пенечек поможет сочинить целую историю.
Дайте малышу высказаться, не перебивайте и не мешайте ему. Это очень важно. Пусть все, что беспокоит ребенка, актуализируется в виде слов и эмоций.
4 этап. Материализация.
На этом и следующем этапе ребенок учится переводить тревожащую его энергию в другое русло – в творчество (психологи называют это сублимацией). Очень важно показать ребенку новый путь преобразования таких чувств, как страх, тревога, беспомощность, боль, злость в творчество. Творческий процесс помогает человеку выразить и осознать то, что его тревожит.
Предложите малышу сесть за стол и нарисовать свой страх, каким он его представил и почувствовал.
Посоветуйте ему закрыть глаза и вспомнить, какие у него возникли неприятные ощущения, какая у страха была форма, какие цвета лучше передадут этот зловещий образ? Пусть рука рисует то, что ей захочется. Скажите, что если у малыша будет желание, он может говорить о том, что рисует. Посоветуйте ему: «Если вдруг тебе опять станет страшно, окуни руки в волшебную воду. Смелость и уверенность опять к тебе вернутся».
Когда работа над образом будет завершена, спросите у ребенка, какие чувства он у него вызывает.
Как известно, страх невидим и неосязаем, а потому он пугает и тревожит. Только материализованный, т.е. «вынутый» из себя и запечатленный на листе бумаги, страх теряет свою зловещую окраску. Страх становится просто страшным рисунком, с которым можно сделать все, что захочется.
5 этап. Трансформация.
Продолжаем нашу работу. Спросите у ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Может, разорвать его на маленькие кусочки и сжечь?».
Поставьте на стол глубокую фарфоровую емкость. Предусмотрительно поставьте рядом тазик с водой. Пусть малыш отрывает по небольшому кусочку от рисунка и кладет в пиалу. Сжигайте рисунок страха постепенно, добавляя небольшие кусочки. Во-первых, это важно с целью противопожарной безопасности. Во-вторых, процесс отрывания кусочков от страха, будет способствовать релаксации и снятию мышечного напряжения. В-третьих, огонь маленького костерчика будут способствовать эмоциональному очищению.
Когда пламя догорит, скажите малышу: «Посмотри, во что превратился твой страх. Это пепел. Его очень мало, он лежит спокойно на дне пиалы. Ты можешь с ним сделать все, что захочешь. Давай, если ты не возражаешь, избавимся от него раз и навсегда».
Если позволяют погодные условия, можно процесс сжигания перенести на улицу. Это усилит эффективность и выразительность ритуала.
Чтобы эмоциональная разрядка была более полной, предложите малышу покричать что-нибудь подходящее к случаю: «Костер гори, страх уходи!» или «Костер сгорай, страх исчезай!» Присоединитесь к ребенку, возьмитесь с ним за руки, прыгайте у костра, ритмично поднимая руки вверх, произнося кричалки. Чем выкрики будут громче, а действия – выразительнее, тем сильнее очищающий эффект.
Оставшийся пепел на улице можно втереть с силой ногами в землю (снег).
6 этап. Возвращение или избавление.
Испытав и пережив трансформирующую силу символа, малыш должен отделиться от него и вернуться к нормальному состоянию.
Подойдите к тазику с волшебной водой, предложите ребенку опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Попросите малыша рассказать, как он себя сейчас чувствует, как изменились его внутренние ощущения, какое у него настроение. Поскольку весь ритуал эмоционально затратный, возможно ребенок устал и ничего вам не скажет. Это нормально. Не приставайте к нему с расспросами. Потушите свечи, откройте дверь комнаты. Скажите ему примерно следующее: «Сегодня ты встретился со своим страхом и победил его. Страх сгорел. Его больше нет. Теперь ты сильный, уверенный и бесстрашный. Ты молодец».
На этом ритуал символического исцеления заканчивается.
Ритуал, как вы смогли убедиться, носит очень мощный психотерапевтический эффект. Сила его воздействия распространяется и на взрослого, находящегося вместе с ребенком. Желательно, чтобы во время ритуала взрослый находился всегда рядом с ребенком. Если малыш в чем-то затрудняется, пример работы взрослого создаст атмосферу доверительности и защищенности.
ТЕХНИКА №1. Ритуал символического исцеления.
Пригласите ребенка вместе отправиться в волшебную страну, где ему предстоит проявить силу и мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые вам встретятся на пути. «Ты ведь у меня решительный, смелый и сообразительный. А я буду всегда с тобой и, если тебе потребуется моя помощь, ты можешь на меня рассчитывать».
1 этап. Внешнее отделение.
Выберите комнату для вашего виртуального путешествия. Закройте дверь, чтобы никто не мешал.
2 этап. Очищение или подготовка.
Подготовим все необходимое: свечи, спички, фарфоровая емкость, тазик с подкрашенной водой голубого цвета (делаем это с помощью ароматизированной соли), пластмассовая баночка, полотенце для рук, гуашь, кисти, бумага, емкость для воды, «волшебный пенек» (задрапированный табурет).
Предложите малышу опустить руки в тазик: «Это вода волшебная. Она придаст нам силы и уверенности. Подержи в ней руки, пока не почувствуешь, что готов двигаться дальше. Готов? Тогда вытрем насухо руки чистым полотенцем и отправимся в путь».
Взаимодействие с водой поможет ребенку расслабиться и настроиться, т.е. мысленно перейти в иное, сказочное пространство.
3 этап. Представление или актуализация.
«А сейчас сядь на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять различные истории и защищает. Я тоже сяду рядом с тобой»
Предложите ребенку вспомнить какую-нибудь ситуацию, когда ему было страшно. Пусть он обратит внимание на свои физические ощущения и попробует запомнить их.
Когда малыш откроет глаза, попросите его рассказать, чего он боится, а волшебный пенечек поможет сочинить целую историю.
Дайте малышу высказаться, не перебивайте и не мешайте ему. Это очень важно. Пусть все, что беспокоит ребенка, актуализируется в виде слов и эмоций.
4 этап. Материализация.
На этом и следующем этапе ребенок учится переводить тревожащую его энергию в другое русло – в творчество (психологи называют это сублимацией). Очень важно показать ребенку новый путь преобразования таких чувств, как страх, тревога, беспомощность, боль, злость в творчество. Творческий процесс помогает человеку выразить и осознать то, что его тревожит.
Предложите малышу сесть за стол и нарисовать свой страх, каким он его представил и почувствовал.
Посоветуйте ему закрыть глаза и вспомнить, какие у него возникли неприятные ощущения, какая у страха была форма, какие цвета лучше передадут этот зловещий образ? Пусть рука рисует то, что ей захочется. Скажите, что если у малыша будет желание, он может говорить о том, что рисует. Посоветуйте ему: «Если вдруг тебе опять станет страшно, окуни руки в волшебную воду. Смелость и уверенность опять к тебе вернутся».
Когда работа над образом будет завершена, спросите у ребенка, какие чувства он у него вызывает.
Как известно, страх невидим и неосязаем, а потому он пугает и тревожит. Только материализованный, т.е. «вынутый» из себя и запечатленный на листе бумаги, страх теряет свою зловещую окраску. Страх становится просто страшным рисунком, с которым можно сделать все, что захочется.
5 этап. Трансформация.
Продолжаем нашу работу. Спросите у ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Может, разорвать его на маленькие кусочки и сжечь?».
Поставьте на стол глубокую фарфоровую емкость. Предусмотрительно поставьте рядом тазик с водой. Пусть малыш отрывает по небольшому кусочку от рисунка и кладет в пиалу. Сжигайте рисунок страха постепенно, добавляя небольшие кусочки. Во-первых, это важно с целью противопожарной безопасности. Во-вторых, процесс отрывания кусочков от страха, будет способствовать релаксации и снятию мышечного напряжения. В-третьих, огонь маленького костерчика будут способствовать эмоциональному очищению.
Когда пламя догорит, скажите малышу: «Посмотри, во что превратился твой страх. Это пепел. Его очень мало, он лежит спокойно на дне пиалы. Ты можешь с ним сделать все, что захочешь. Давай, если ты не возражаешь, избавимся от него раз и навсегда».
Если позволяют погодные условия, можно процесс сжигания перенести на улицу. Это усилит эффективность и выразительность ритуала.
Чтобы эмоциональная разрядка была более полной, предложите малышу покричать что-нибудь подходящее к случаю: «Костер гори, страх уходи!» или «Костер сгорай, страх исчезай!» Присоединитесь к ребенку, возьмитесь с ним за руки, прыгайте у костра, ритмично поднимая руки вверх, произнося кричалки. Чем выкрики будут громче, а действия – выразительнее, тем сильнее очищающий эффект.
Оставшийся пепел на улице можно втереть с силой ногами в землю (снег).
6 этап. Возвращение или избавление.
Испытав и пережив трансформирующую силу символа, малыш должен отделиться от него и вернуться к нормальному состоянию.
Подойдите к тазику с волшебной водой, предложите ребенку опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Попросите малыша рассказать, как он себя сейчас чувствует, как изменились его внутренние ощущения, какое у него настроение. Поскольку весь ритуал эмоционально затратный, возможно ребенок устал и ничего вам не скажет. Это нормально. Не приставайте к нему с расспросами. Потушите свечи, откройте дверь комнаты. Скажите ему примерно следующее: «Сегодня ты встретился со своим страхом и победил его. Страх сгорел. Его больше нет. Теперь ты сильный, уверенный и бесстрашный. Ты молодец».
На этом ритуал символического исцеления заканчивается.
Ритуал, как вы смогли убедиться, носит очень мощный психотерапевтический эффект. Сила его воздействия распространяется и на взрослого, находящегося вместе с ребенком. Желательно, чтобы во время ритуала взрослый находился всегда рядом с ребенком. Если малыш в чем-то затрудняется, пример работы взрослого создаст атмосферу доверительности и защищенности.